История Феодосии

Феодосия - один из древнейших городов мира. Основан город в середине VI века до нашей эры выходцами из греческого города Милета (Малая Азия). Они и дали название городу - «Богом данная», или «Дар богов».

Существуют и другие точки зрения относительно имени города, однако первое - наиболее распространенное. Город-полис имел весьма развитые торговые связи со многими городами Северного Причерноморья и занимал важное место в «великой греческой колонизации». В 80-х годах IV в. до н. э. Феодосия была завоевана соседним Боспорским царством, столицей которого был Пантикапей (Керчь) и становится центром хлебного экспорта. Значение крупного торгового центра Боспора Феодосия сохранила до IV века нашей эры. В конце III и начале IV веков на территории Крыма проживают кочевые племена - аланы, сарма¬ты, готы. Около 370 г.н.э. с Таманского побережья на Керченский полуостров прорвались орды гуннов. Они предали огню и мечу многие города и селения Боспора. Была разрушена и Феодосия. Под ударами гуннов распалось тысячелетнее Боспорское государство. Так закончился античный период Феодосии. В 679 году временное затишье на полуострове было нарушено новыми пришельцами - хазарами. Правитель нового монархического государства Хазарин именовался каганом (князем). В начале XI века в Хазарию вторглись сначала печенеги, затем половцы, господствовавшие на полуострове около 200 лет. В 1223 г. половецкому господству положили конец татаро-монголы, которые окончательно утвердились на полуострове в 1239 году. Наследники золотоордынского хана Батыя, который умер в 1255 г., Мангу-Тимур, а затем Оран-Тимур в 1266 году получили во владение города Керим (Старый Крым) и Каффу. Генуэзцы по договоренности с Оран-Тимуром приобрели прибрежную полосу земли за значительную сумму (и обязались платить пошлину за ввоз и вывоз из города товаров), построили порт и крепость недалеко от того места, где была древняя Феодосия. Город назвали «Каффа» (в латинской транскрипции часто встречается «Сапа» с двумя буквами г, у некоторых исследователей - «Кафа»).

Впервые имя Кафа встречается у византийского писателя X века Константина Багрянородного (913-959 гг.) в повествованиях о происше¬ствиях IV века н. э. (Петр Кеппен «О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических» 1837.). Византийский историк Никифор Григорас пишет: «Генуэзцы недавно основали город Каффу (он пишет около XIV века), по условию и с дозволения скифского владельца (на самом деле татарского Оран-Тимура), но город сей, не был сначала ни так велик, ни так хорошо укреплен стенами, как теперь. Генуэзцы сперва довольствовались небольшим пространством земли, на котором жили без всякой ограды, как только рва и насыпного вала. После сего стали тайно прово¬зить сухим путем и морем камни и другие материалы для строения и распространили селение свое в ширину и вдоль берега, подняли дома свои выше и, наконец, заняли места больше, нежели им отведено было».

К 1318 году Каффа превратилась в крупнейший многонациональный средневековый город. Папа римский Иоанн XII, видя цветущее состояние города, учредил в нем епархию. В этом же году генуэзцы окружили город оградой из бревен, скрепив их цементом, а в 1352 г . при консуле Готтифредо де Зоалио начали заменять эту ограду каменной стеной с высокими башнями и несколькими крепко запираемыми воротами. Через некоторое время Каффу уже надежно защищали две линии мощных крепостных сооружений. Город был разбит на многочисленные кварталы согласно национальным, конфессиональным признакам и профессиональной принадлежности. В районе Карантина армяне имели целый квартал, своего рода крепость Айоц Берд, окруженную каменной стеной. Из 70 тысяч населения Каффы (в других источниках 80 тысяч) 30 тысяч составляли армяне. Они имели в Каффе своего епископа. В Уставе Каффы 1316 года упоминаются три древних армянских церкви в городе, а в окрестностях - монастыри. Благодаря острой конкуренции Генуи и Венеции Каффа в ХШ-ХУ веках становится могущественной и процветающей, широко известной в Европе и на Востоке как важный перевалочный пункт на Великом шелковом пути.

Католический архиепископ Иоанн Галлифонтен, посещавший Каффу в конце XIV - начале XV вв., писал: «... здесь говорят на всех восточных языках, и однажды я сумел насчитать целых 35». В многонациональном городе, кроме значительной прослойки армян, проживали греки, евреи, караимы, итальянцы, грузины, молдаване, русские, поляки, черкесы. В русских летописях упоминаются русские купцы: «Того же лета (в 6983-1475 гг.) туркове взяша Каффу и гостей московских побиша, а иных поймаша, а иных пограбив, на откуп даваша». Слава и богатство Каффы росли. Значительное место в торговле со многими странами занимали соляные и рыбные промыслы, продукты животноводства, пшеница.

И чуть ли не главной доходной частью экономики Каффы являлась работорговля, хотя генуэзцы и умалчивали о своей позорной торговле рабами. На продаже рабов генуэзцы наживали несметные богатства. В Каффе этими торговыми сделками занималась коллегия св. Антония. За каждого купленного или проданного раба чиновники этого ведом ства получали специальное вознаграждение. Тысячи несчастных пленников - русских, украинцев, лезгин, черкесов, абхазцев - продавались на невольничьих рынках в Каффе по очень высокой цене. Их увозили в переполненных трюмах на морских судах в Италию, Египет, Сирию, Турцию. Каффу посещали не только купцы и мореплаватели из разных стран, но и путешественники, ученые, государственные деятели, дипломаты. О ней писали многие византийские историки, летописцы, известные арабские географы.